касты в индии

Население Индии традиционно подразделяется на сословия – касты. Традиции этой уже более 3,5 тыс. лет. Конституция, принятая в 1950 г., закрепила равные права для всех граждан, вне зависимости от исторической социальной группы. Однако до сих пор жизнь простых индийцев во многом зависит от кастовой принадлежности.

Деление на касты в Индии

Слово «каста» происходит из нескольких европейских языков. Изначально имеет значение «происхождение», «чистая порода». Применяться термин начал европейскими исследователями только в XIX в. для описания нового, самобытного уклада жизни индийцев.

Следует разобраться в терминологии. Термин «каста» сегодня используется для определения некоторой определенной группы людей, имеющей жесткие нормы поведения и не имеющей возможности смешиваться с другими группами.

Отдельно существует термин «варна», которым обозначают имеющиеся с древних времен классы общества. Расслоение внутри варн породило появление большого количества каст, или другим словом – «джати».

Варна не равнозначна касте (джати). Главные характеристики индийской касты:

  • Эндогамия подразумевает заключение браков исключительно внутри одной касты. Следует заметить, что именно этот фактор позволил сохранить кастовость до наших дней.
  • Членство в варне передается по наследству. На практике человек лишен возможности изменить кастовую принадлежность.
  • Физические контакты, возможность совместно принимать пищу между представителями разных каст категорически запрещены.
  • Возможность избрать профессию ограничена исторически сложившейся традицией определенной касты.
  • Каждая каста занимает строго отведенное место в общей кастовой иерархии.
  • Социально-культурные отношения между представителями одной касты регулируются автономно.

Касты в древней Индии

Впервые понятие «варна» упоминается в Ригведе. Ригведа – Веда гимнов – одна из четырех частей самого древнего и священного текста индуизма. Гимны написанные, ведическом санскрите, датируются приблизительно 1700 г. до н. э.

Гимн Пуруша-Сукта рассказывает о жертвоприношении первочеловека. Боги бросили Пурушу на жертвенный костер и расчленили. Каждая отделенная часть его тела стала олицетворением части социально-экономической культуры древнего общества. Рот превратился в варну брахманов – жрецов, руки стали кшатриями – воинами, из бедер вышли вайшьи – земледельцы, ремесленники. Ноги стали шудрами, слугами. Слово «шудра» пришло не из санскрита. Некоторые исследователи считают, что так называлось одно из коренных племен, завоеванных ариями в долине Инда (во II тысячелетии до н. э.).

Пуруша-Сукта не упоминает о неприкасаемых. Они стоят вне варновой принадлежности, в самом низу иерархической лестницы.

На санскрите слово «варна» обозначает цвет. Долгое время ученые придерживались мнения, то священные тексты имеют в виду цвет кожи. 

Сейчас считается, что варна взаимосвязана с цветом одежды. Брахманы носили белые облачения, которые призваны были символизировать недосягаемость, чистоту. Цвет кшатриев – самый энергичный, красный. Цвет земли – желтый, это цвет варны вайшьей. Грязные ступни дали черный цвет шудрам.

Каждая варна на протяжении истории имела свои специфические черты.

  1. Брахманы – высшее сословие. Поскольку были сотворены из уст Пуруши (Брахмы), то цель их земной жизни – изучать древние священные тексты, познавать сакральные тайны, держать ответ перед высшими силами, учить людей. До изобретения письменности тексты передавались устно. Мальчики из варны брахманов рано начинали свой религиозный путь, они покидали родную семью и поселялись в доме Учителя. Долгие годы нужны были для постижения божественной мудрости. Главная обязанность – знать заклинания и уметь правильно проводить жертвенные ритуалы. Самое страшное преступление по меркам индуизма – лишить жизни брахмана.
  2. Второе по значимости сословие – кшатрии. К этой варне принадлежали династии правителей и воинов. Из рук божества они были созданы, следовательно, власть на земле принадлежит им. С детства обучались владению разными видами оружия. Должны были мастерски управлять колесницей, держаться на коне.
  3. Вайшьи – весьма уважаемые в обществе люди. Исторически варна состояла из ремесленников, торговцев, земледельцев (первоначально поселенцев). Фактически кормили все остальные варны, имели почет и достаток.
  4. Шудры – самый социально ущемленный слой общества. Занимались обслуживанием высших каст.

Обряд «упаяна», проводимый над членами трех высших сословий, позволял им родиться уже как членам своей варны. Мальчик получал из рук жреца «священный шнур упавиты», который теперь был обязан носить постоянно. Упавита накладывалась на левое плечо и продевалась под правой подмышкой. В процессе ритуала они рождались духовно, становились «дважды рожденными».

Какие касты в Индии есть в наше время

Основной догмат индуизма – закон кармы, «действий и воздаяний». Он фактически узаконивает кастовое деление общества. Каждому человеку Вселенная дает ровно то, что он заслужил. Человек должен свою участь принимать со смирением, не пытаясь изменить кармический путь.

 

Кастовые основы индийского общества были письменно закреплены в эпоху Ману (2 в. до н. э.), пережили мусульманское нашествие, царствие Моголов, британскую колонизацию. В рамках варн формировались джати. Строгая эндогамия позволила многим кастам сохраняться на протяжении 70 поколений.

 

На территории современной Индии мало каст, распространенных повсеместно. В каждом регионе существует свой обособленный, иерархичный ряд каст, аналога которым нет в соседних областях.

 

Брахманы занимают уникальное место в кастовой индийской системе, они селятся повсеместно. Ранжирование каст определяется по взаимоотношениям с брахманом. Нижний ряд – от представителей этих каст брахман не примет никогда и ничего. Следующие могут предложить брахману пищу, приготовленную на воде. Следующий ранг – «чистые касты». Они могут предложить брахману воду в металлическом сосуде. «Самые чистые» стоят на вершине пирамиды. Могут дать брахману воду в глиняной посуде.

 

Среди каст в Индии в наше время есть совершенно немногочисленные, региональные. А есть такие, чья численность достигает нескольких миллионов человек.

Высшие касты в Индии

Формально кастовая система упразднена. Спрашивать у человека о его кастовой принадлежности запрещено законом. Треть населения Индии проживает в городах, которые еще 70-80 лет назад выглядели как большие деревни. Жители сельской местности больше привержены традиционному укладу жизни, однако жители мегаполисов тоже испытывают влияние многовекового наследия.

Брахманы

каста Брахманы

Верхушка общества в сельской местности представлена кастой брахманов. Они самые малочисленные – 5-10 % от всего населения. В среде брахманов имеются счетоводы, писари, учителя, научные и должностные работники. 100 лете назад выходцы из брахманских каст занимали до 75% высших должностей в государстве.

Браки заключаются строго в брахманской среде. Пищу, предложенную брахманом, могут отведать все. Однако он сам ест только то, что приготовлено в его окружении.

Те, кто поклоняются богу Вишну являются строгими вегетарианцами. Те, кто поклоняются Шиве уклоняются от мяса животных, а также той пищи, которую употребляют низшие касты.

Брахманы могут принимать дары от других каст. Ритуалы, проводимые брахманами в храмах, занимают огромное место в жизни сельских общин.

Кшатрии

 каста Кшатрии

Второе место в современной иерархии каст занимают кшатрии. В деревнях большую власть имеют помещики из древних родов. Раджпуты – «сыны царя» – имеют численность 17 млн человек. По легенде были рыцарями еще во времена мифологической Солнечной династии. В наши дни работают управляющими в богатых поместьях, служат в армии и полиции. Многие занимают управленческие административные должности.

Кшатрии строго придерживаются принципов эндогамии. Пищу могут брать у брахманов, ни в коем случае у низших по отношению к ним каст. По большей части едят мясо, есть вегетарианцы.

Вайшьи

каста Вайшьи

Современные вайшьи соблюдают обычаи приема пищи, браков и избегают ритуального осквернения. Исторически касты занимались торговлей, банковским делом. Владельцами финансовых и коммерческих корпораций являются в основном представители касты банья. Они же занимают руководящие посты в банках.

Пастухи и скотоводы гоала и гуджар занимаются выпасом коз на протяжении сотен лет. Занимаются управлением в сельском хозяйстве.

Вайшьи признают господствующее положение брахманов, стараются не иметь дела с кшатриями.

Низшие касты в Индии

Каста шудры

Варна шудр стоит внизу социальной лестницы. Однако внутри нее есть разделение на «чистых» и низших, которые весьма далеки друг от друга в социальном плане. Неприкасаемые не относятся ни к какой варне, однако имеют четкую кастовую систему.

Чистые шудры

Большая часть крестьянского населения Индии, как в древности, так и сегодня, состоит из «чистых» шудр. Они не имеют непосредственных контактов с другими людьми. Их многочисленность дает им право голоса в решении вопросов самоуправления в некоторых регионах. Кшатрии-помещики имеют номинальное превосходство, в основном, в ритуальном плане.

Правила приема пищи у крестьян менее строгие, чем у «дважды рожденных». Браки разрешаются исключительно внутри касты (эндогамия). Однако разрешается повторный брак для разведенных и овдовевших женщин общины.

Низшие шудры

Касты, чье занятие носит узкоспециализированный характер, считаются наименее почитаемыми. Многочисленные касты столяров, музыкантов, мясников, мусорщиков (чандар), кожевников (дхор, чамар), каменщиков (одде, ваддар), цирюльников (хаджджам) стоят внизу списка профессий.

Многие низшие касты ведут натуральный обмен с более высшими, которых обслуживают. Например, кузнец (камар) изготавливает орудия для всех членов общины (представителей всех каст), за что получает несколько раз в год мешок зерна.

Ремесло, например, маслодел, винокур, ткач, передается исключительно по наследству.

Неприкасаемые

Старинные профессии, связанные с нечистотами и отходами жизнедеятельности, ставят человека вне варновой системы. Прачки (дхоби), сжигатели трупов, дубильщики кожи, забойщики животных оскверняют себя прикосновением к «нечистому». Такую работу необходимо выполнять, поскольку она имеет ценность для общины, и в городе, и в деревне.

Далиты («угнетенные») не могут заходить в дома «чистых» каст и пить воду из их колодцев. Им запрещено заходить в храмы.

По разным оценкам, далитов в Индии от 16 до 20% населения, не менее 170 млн чел. Уровень грамотных среди них не превышает трети.

Особняком среди неприкасаемых стоит каста хиджра. Она известна и за пределами Индии. Сюда входят трансгендеры, гомосексуалисты всех мастей. Они совершают шествия по улицам, поклоняясь Матери-богине, занимаются проституцией и вымогательством. В 2011 г. хиджра официально получила статус «третьего пола».

Сколько каст в Индии

Существующие обширные касты делятся на множество мелких локальных подкаст, точное количество которых подсчитать не представляется возможным. По переписи населения 1931 г. (до принятия независимости) каст было около 3000. В 1990-е годы было зарегистрировано более 4,5 тыс. каст (джати).

Несмотря на официальный запрет кастовой системы наблюдается неукоснительный рост каст. Многие немногочисленные группы стремятся объединиться в касту для получения льгот от государства. Борьба со строем, равные права и возможности для всех граждан часто являются лозунгами в политической борьбе различных политических группировок.

Некоторые касты имеют удивительно узкую специализацию. Например, на улице можно встретить бхатра – брахманов, которые получают средства на жизнь исключительно подаянием. Джинвар носят воду в кувшинах, бханги – уличные мусорщики.

По традиции, когда ребенок в семье достигает возраста 1 года, родня раскладывает перед ним 4 вещи. Обычно это книга, оружие (нож), деньги и орудие труда. Малыш должен выбрать один предмет. Если тянется к книге, значит, будет брахманом, к деньгам – торговцем (вайшьей). Выбор оружия говорит о стезе кшатрия. Если ребенок выбирает орудие труда, то сможет стать ремесленником.

В крупных городах влияние исторического расслоения менее заметно. Жители имеют больше возможностей получить образование и работу по своему желанию. Некоторые из индийских мультимиллионеров сами являются выходцами из среды неприкасаемых. Много далитов среди популярных певцов и звезд Болливуда.

Самое интересное про касты в Индии